Методика отбора объектов для социальных исследований1
Просмотры: 54 / Загрузок PDF: 62
Ключевые слова:
социальные исследования, экономические системы, сельский район, модель, многокритериальный выбор, ресурсы, доход.Аннотация
Социально-экономические исследования сельских территорий в силу их
природно-экономической неоднородности в сочетании с территориальной разбросанностью населения в условиях Северного Казахстана требуют привлечения достаточно
больших ресурсов. Ограниченность ресурсов для проведения исследований неизбежно ставит вопрос об отборе объектов для изучения. Более того, процесс отбора осложняется
необходимостью учета целого ряда критериев. В статье рассматривается проблема
многокритериального отбора потенциально депрессивных сельских территорий. Для
разработки и реализации адекватных эффективных социально-экономических программ в сельских регионах требуется в первую очередь определить место наиболее существенного проявления признаков депрессии и бедности.
Основным источником дохода сельских жителей Северного Казахстана является сельскохозяйственное предпринимательство. Поэтому в качестве признаков-критериев
были взяты численность сельского населения, доля молодежи возраста 16-29 лет, объем
производства сельскохозяйственной продукции. Расчеты базировались на официальных
данных по социально-экономическим характеристикам сельских районов Акмолинской
области за период с 2014 по 2020 гг. Критическому анализу подверглись известные методики, основанные на расчете нормированных расстояний значений признаков до соответствующих «эталонных» величин, а также так называемый метод аналитического
иерархического процесса. Предложена схема расчетов, представляющая собой симбиоз
указанных методов в приложении к ранжированию и отбору социально-экономических
объектов. Разработанная цепочка методических приемов и процедур позволяет максимально эффективно учесть объективные и субъективные составляющие проблемы выбора и тем самым усилить научную обоснованность отбора пилотных объектов для
социальных исследований, заключает автор.