Цифровые компетенции менеджера в системе образования: систематический обзор
Просмотры: 117 / Загрузок PDF: 88
DOI:
https://doi.org/10.32523/2789-4320-2024-2-141-157Ключевые слова:
цифровые технологии, цифровые компетенции, цифровые навыки, менеджмент, менеджер, система образования, COVID-19Аннотация
В настоящее время цифровые технологии становятся основным фактором экономического развития, методы управления на основе больших данных приобрели комплексный характер. В этой связи уровень развития цифровых компетенций менеджеров оказывает влияние на конкурентоспособность бизнеса. В этой статье проведен систематический обзор и мета-анализ 34 исследований из баз данных WoS и Scopus, который позволил определить и более подробно исследовать заинтересованных сторон, уровни, модели, образовательные технологии и перспективы в исследованиях в формировании и развитии цифровых компетенций практикующих и будущих менеджеров в системе образования. Шесть поставленных исследовательских вопросов были направлены на анализ данных. Результаты показали, (а) исследования до пандемии COVID-19 носили более общий, обширный характер. С 2020 года ключевыми направлениями во многих исследованиях являются более узкие вопросы формирования цифровых компетенций менеджеров в условиях пандемии COVID-19; (б) во время пандемии COVID-19 и постковидный период наблюдается повышение внимание исследователей к вопросам формирования и развития цифровых компетенций менеджеров; (в) в литературе основной акцент делается на изучении цифровых компетенций практикующих менеджеров. Однако мало исследуются вопросы, связанные с формированием и развитием цифровых компетенций будущих менеджеров в системе образования; (г) проведенный анализ выявил недостаточное количество исследований такой значимой цифровой компетенции как Безопасность; (д) структура DigComp применима в качестве универсальной основы для профессионального развития цифровых компетенций менеджеров; (е) выявлена интересная тенденция, что такие важные цифровые компетенции как Информационная грамотность, Безопасность, Решение проблем в проанализированных статьях подробно не исследуются; (з) важные технологии развития цифровых компетенций структуры DigCompOrg для действующих менеджеров в проанализированных статьях подробно не исследуются. Дается ряд практических рекомендаций для системы образования в формировании и развитии цифровых компетенций менеджеров.
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Нурлан Курманов, Айгуль Бакирбекова, Мерей Адильбекулы
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Funding data
-
Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan
Grant numbers AP19680043